Евгений Степанов (e_stepan0v) wrote,
Евгений Степанов
e_stepan0v

Categories:

Как работает мой мозг.

В общем-то, и не только мой.
Я человек технический, поэтому не буду философствовать про всякие псевдонаучные принципы бытового восприятия действительности. А попробую углубиться сразу на низкий уровень функционирования. Но безо всяких там формул.

Многим в наше время известно, что в самой основе компьютеров лежат транзисторы, которые позволяют реализовать двоичную логику. Включен транзистор – единичка, выключен – нолик.
По аналогии с транзисторами у всех на слуху крутится слово «нейрон», который лежит в основе нашего мозга. Такой кирпичик, из которого всё строится. Ещё считается, что чем больше нейронов, тем человек умнее. Но, как оказывается, аналогия не совсем верная, а зависимость «ума» от количества нейронов не верна полностью. Почему это так и чем нам всё это грозит – давайте попробуем разобраться.

Слово «нейрон» настолько загадочно, что кажется чем-то инопланетным. Только вот как оказывается оно намного ближе к нам. А связаны мы с ним через Анохина Петра Кузьмича одного из учеников Павлова, физиолога, создателя теории функциональных систем, что особенно приятно – нашего земляка. Благодаря ему стало известно, что любой мозг состоит из миллионов маленьких клеток, похожих на осьминогов, которые умеют общаться с помощью нервных волокон. Любые внешние раздражения, т.е. любая внешняя информация, получаемая нами: осязание, обоняние, слух и пр. преобразуются в электрические импульсы. Эти электрические импульсы и передаются от нейрона к нейрону по нервным волокнам.

Давайте рассмотрим этих осьминогов поближе (сейчас будет немного теории). Каждый нейрон имеет несколько щупалец расположенных со всех сторон. Их можно разделить на два типа: дендриты (до десятков тысяч штук на нейрон), по которым принимаются импульсы (входные сигналы), и один аксон, по которому от нейрона передается выходной импульс. Аксон контактирует с дендритами других нейронов через специальные образования - синапсы, которые могут влиять на силу импульса. Импульсы, поступившие к нейрону одновременно по нескольким дендритам, суммируются. Если суммарный импульс превышает некоторый порог, нейрон возбуждается, формирует собственный импульс и передает его далее по аксону. Каждый синапс имеет свой собственный вес-множитель. Импульс, проходя через синапс, как бы домножается на его вес. При этом веса синапсов не постоянны и со временем могут меняться (позже выясним каким образом).

Т.е. благодаря таким коэффициентам нейронная сеть, получив на вход какие-то начальные данные, принимает решение и выдает результат. Процесс принятия решения чем-то похож на популярную одно время анкету, где отвечая на вопросы «да» или «нет» переходили по стрелкам на новый вопрос и в итоге выходили на какой-то из заранее готовых ответов. Т.е. каждый нейрон либо пропускает сигнал дальше к следующему нейрону либо не пропускает, в зависимости от суммарного уровня сигнала, который на него пришел от нескольких предыдущих нейронов (а уровень у нас формируется благодаря весу синапсов).

Если разобрать упрощенный пример, то получится примерно так: «2+2=?», на входе у нас есть сигналы: «2», «+», «2», «=». Эти сигналы передаются на несколько разных нейронов. Рассмотрим два из них, на выходе одного у нас решение о том, что мы что-либо складываем, на выходе второго о том, что мы что-либо вычитаем. На входы подали сигнал «+». При этом, вес от «+» к сложению будет равен "100", а к вычитанию, например, "1". Таким образом, сигнал пройдет не к «вычитанию», а к «сложению», потому что на нейрон, который отвечает за сложение придет сигнал, умноженный на 100 и привысит его внутренний "порог пропускания". Благодаря правильно расставленным весам, совокупность всех сигналов, немного поблуждав по просторам нейронной сетки, выйдет обязательно там, где принимается решение о том, что ответ равен «4».

Но тут возникает резонный вопрос: откуда берутся эти правильные коэффициенты?

Всё дело в том, что сеть умеет обучаться. И это обучение очень похоже на то, которое мы привыкли видеть в повседневной жизни. Т.е. нам дали уже готовое решение и мы разобрались, как оно было найдено. Так и сеть: если у неё есть набор входных сигналов и известное решение, то она сама расставит коэффициенты таким образом, чтобы сигнал "вышел" именно к нужному решению. А потом уже этими коэффициентами будет пользоваться в следующих решениях. При этом, сеть очень хорошо умеет искать аналогии и благодаря ним решать ранее неизвестные для неё задачи и формировать новые нужные коэффициенты.
Вспомнилась задачка с лабиринтами, где было несколько входов, и нужно было выбрать правильный, провести линию и найти выход. Мы обычно решали её не так, как нужно, сначала, а наоборот: вели линию от выхода назад, и таким образом находили нужный вход.

У каждого из нас в голове находится примерно такая же сеть, только очень большая по объему.
Когда ребенок рождается, его мозг уже содержит большое количество нейронов, но между этими нейронами ещё очень мало связей. Благодаря всему что видит, слышит, щупает, нюхает он «обучает» свою нейронную сеть, появляются всё новые связи и коэффициенты.

Поэтому интеллект человека зависит как раз не от количества нейронов, а от общего количества связей между этими нейронами. Когда количество связей становится уже достаточным, ребенок произносит слово, берет ложку в руку, начинает читать и пр. Потом он уже начинает принимать решения: этот человек с таким набором признаков, благодаря сформированным внутренним коэффициентам воспринимается, как плохой человек, а этот – хороший.

А теперь давайте подумаем, откуда же в реальных условиях у наших детей формируются коэффициенты?

А формируются они из той информации, которая поступает из вне (если пренебречь генетикой). Из того информационного поля, в котором живет, растет, учится ребенок. А какая информация есть у ребенка вначале жизни? Люлька да родители, бабушки, дедушка, брат или сестра. Сказали родители, что это буква «а» - значит это буква «а», взял папа трубку мобильного телефона – ребенок начинает брать предметы и прикладывать к уху, потому что так и надо делать. Потом уже кто-то скажет, что трубка – это неудобно и нужен хендс фри, и соответствующие коэффициенты немного изменятся, но это будет потом. А пока формируются основные и главные коэффициенты, неоспоримые, потому что их пока нечем оспаривать. Потом соседи, школа и пр. Всё это и есть не что иное, как «обучающие выборки» нашей нейронной сети.

Более того, наша сеть обучается не только когда мы ещё маленькие. Все эти коэффициенты постоянно находятся в движении и переменах. Наша сеть потому и такая "умная", что она постоянно обучается, Конечно, каждый раз вклад становится немного меньше и более осознанней. Но формирование коэффициентов происходит постоянно, исходя из нашего жизненного опыта: что мы каждый день видим, что мы слушаем, о чем думаем, что с нами происходит и т.д.

Поэтому в НЛП есть такой термин «карта мира», или у психологов «система ценностей», её ещё по-разному назовут. Но все они говорят о том, что есть некая система, у каждого человека она своя, что, исходя из этой системы, каждый человек и принимает решения, как поступить в данном случае. А мы-то уже понимаем, что корни всего этого как раз и растут из синапсов, тех коэффициентов, которые на уровне нейронов дают необходимые решения.

В связи с этим, хочу напомнить уже достаточно старую, но в данном случае актуальную социальную рекламу "Дети смотрят, дети делают".

Давайте более осознанно относиться к тому, какую информацию мы передаем другим людям, и какую получаем сами, посредством слов, поступков, мыслей. Давайте помнить, что она формирует всех нас и нашу жизнь.

[Все картинки честно украдены из сети.]
Tags: выход в реальность, информация, мысли, психология, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments