Евгений Степанов (e_stepan0v) wrote,
Евгений Степанов
e_stepan0v

Category:

Немного про пропаганду.

Для многих слово «пропаганда» сейчас ассоциируется с чем-то примитивным, тоталитарным, негативным и нечестным. Казалось бы, какая может быть пропаганда сейчас, когда все свободны и говорят что хотят? У нас ведь есть Интернет, есть «свобода слова», мы думаем каждый по-своему.

Но на самом деле именно сейчас пропаганда работает наиболее активно и эффективно. Главным инструментом пропаганды является информация, а потоки информации – её кровеносная система. Современные технологии дают полную свободу и раздолье для её работы.

Поэтому нужно понимать, что пропаганда это не то, что там «правительство вещает с экранов телевизора». А точнее не только это. Сейчас возможностей намного больше и было бы глупо ими не пользоваться. Поэтому и возможности есть не только у государства. Т.е. пропаганда может существовать везде, где есть информация. И источником может быть каждый, кто может эту информацию создавать и передавать. Соответственно и цели он преследует собственные. А значит существует конкуренция и пр. При этом, чем больше задействовано ресурсов и возможностей, тем работа пропаганды эффективнее.

Но ничего не бывает просто так. Если звезды зажигают… Собственно и пропаганда не возникает просто так по глупости какой-то мифической верхушки, а используется для реализации определенных целей, т.е. является прагматичным инструментом для решения определенных задач. Поэтому логично вначале разобраться, что это за задачи такие.

Для этого нужно рассмотреть систему, в которой работает пропаганда.
Системой является любое объединение элементов, в результате которого появляется эмерджентность (грубо говоря, появляется то, что нельзя было сделать по отдельности, без объединения). Например, соединение любящих мужчины и женщины является системой и образует разные дополнительные свойства, в том числе, в виде новой жизни - ребенка.

Эмерджентность — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов.

Для эффективной работы любой системы необходимо согласование его элементов относительно единой цели. Т.е. чтобы все элементы руководствовались одинаковыми принципами и шли в одном направлении, понимали друг друга и каждый свою роль в решении общей задачи.
В этом случае пропаганда несет в себе согласующую функцию.  Как это работает -  напишу ниже.

Естественно, что систем в нашей жизни много: различного вида, уровня, формы и т.д. И некоторые из этих систем конкурируют между собой, например, за ресурсы (Вася выставил Петю в глазах начальника неудачником и увел его проект, чтобы получить прибавку к зарплате).

Чтобы сделать работу системы неэффективной, достаточно внести рассогласование, например, дать разным элементам взаимоисключающие цели (см. "Лебедь, рак и щука"). Для рассогласования страны, как системы (чтобы не отвлекаться на частности, возьмем некую абстрактную страну), вносятся, например, националистические темы и т.п.
В результате чего элементы системы вместо того, чтобы вносить собственный вклад в достижение общей цели, тратят ресурсы системы на внутреннюю борьбу.

Этого можно достичь формированием негативного представления о системе и её принципах у отдельных элементов этой системы, что заставит их пересмотреть собственные цели. Для этого до них необходимо донести определенную информацию, которая начнет формировать новые представления и ценности.

Это было о том – «Зачем?», а теперь разберемся «Как?».

Вначале немного общего понимания.
Во-первых, действительность многогранна и включает в себя, как отрицательные аспекты, так и положительныенашем понимании).

Во-вторых, помимо действительности, существует наше представление о действительности, которое непосредственно к самой действительности имеет весьма опосредованное отношение. При этом, зачастую, как раз наше представление мы и считаем самой действительностью.

Поскольку наше представление априори не обладает всей полнотой знаний о реальности, а является образом, который складывается из фрагментов и интерполируется (дорисовывается) до более менее полной картинки, то формированием представления о действительности можно управлять.

Для этого могут использоваться различные уровни. Один из нижних уровней - это формирование системы ценностей, в рамках которой как раз и производится разделение аспектов на положительные и отрицательные. Это длительный и сложный процесс с большим горизонтом планирования (т.е. по времени может занимать несколько поколений), поэтому в повседневной жизни он практически не заметен (если целенаправленно не пытаться его заметить).

После того, как сформирована ожидаемая система ценностей, можно использовать следующий уровень: актуализация аспектов, нужных для формирования заданного представления о действительности (которая в свою очередь обратно влияет на систему ценностей). Грубо говоря, если хочешь ненавидеть человека - думай о его недостатках, если уважать - о достоинствах. Соответственно, если хочешь продать товар, то в рекламе выпячивай его достоинства. На уровне страны это работает в рамках информационных потоков, формируемых в различных СМИ.

Далее, любая информационная волна формирует вторичные волны, которые как бы подтверждают первую информацию, а на самом деле являются её следствием. Т.е. нам сказали, что на улице мокро - мы идем и ищем лужи, а когда находим - показываем их прохожим и говорим, чтобы они были осторожнее. Если нам сказали, что на улице после дождя вышло офигенное Солнышко - мы идем и улыбаемся, не замечая луж.

На основе этого работает, как пропаганда, так и антипропаганда. Это вполне естественный процесс и в нем нет ничего плохого. Но, как любой процесс - он к чему-то ведет. Если процесс управляемый, значит у него есть цель. Вполне логично, что цель преследует интересы того человека, который её поставил. Поэтому хорошо, если его интересы совпадают с нашими, если нет, то нам не повезет. Но, поскольку мы не замечаем даже самого процесса, то и его результат может быть для нас сюрпризом.

Поэтому у нас есть выбор: доверить формирование нашего представления о реальности внешним источникам, либо попытаться делать это самостоятельно. Но нужно понимать, что проще всего найти ту информацию, которую специально положили на поверхности. Поэтому, даже при попытке самостоятельного осмысления действительности, внешние процессы имеют очень большое влияние.

Например, даже Google анализирует наши запросы и впоследствии выдает ответы, близкие к предыдущим запросам. Что образует некий тоннельный эффект. Это может многократно подтверждать нашу предыдущую ложную мысль.

К тому же есть множество эффектов, так же мешающих нам подойти близко к истине:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Отклонение_в_сторону_статуса_кво — тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Милгрэма —  подчинение авторитету.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_привязки — особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Самосбывающееся_пророчество — тенденция вовлекаться в те виды деятельности, которые приведут к результатам, которые (сознательно или нет) подтвердят наши верования.
http://e-stepan0v.livejournal.com/62845.html
и т.д. В общем тема обширная, а я пробежался по вершкам…

Tags: выход в реальность, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments