Евгений Степанов (e_stepan0v) wrote,
Евгений Степанов
e_stepan0v

Categories:

Тренинг "Пересказ".

Человек - это сложная система, в которой всё взаимосвязано и переплетено. И физиология, и психика, и интеллект и многое другое. Но, с точки зрения мозга, одну из ключевых ролей играет речь и общение. Только благодаря высокому уровню развития человек владеет таким сложным инструментом, как человеческая речь. И наоборот - владея речью, коммуникацией, общением, человек имеет возможность использовать чужой опыт и развиваться. А развитие речи и навыков общения ведет к значительному развитию мозговой деятельности, и это в сою очередь влияет и на другие аспекты человеческой личности.

Тем не менее, люди привыкли учится математике, физике, литературе, но навыки общения и разговора считаются естественными, а их развитие остаётся стихийным и недооцененным.

При этом, есть отличная методика, разработанная актером, режиссером, психологом, психотерапевтом, ученым Николаем Сергеевичем Говоровым. Она позволяет не только развить указанные навыки, но и способствует, например,  развитию вербального интеллекта, непроизвольной памяти. А если копнуть глубже, то человек постепенно учится "напрямую" взаимодействовать с собственным подсознанием, вынимая нужную информацию.

Тренинг является частью методики, по которой получен патент  RU 2 294 770 C2 "Способ осуществления группового семейного тренинга". Но я хочу выделить только часть, относящуюся к "литературному пересказу".

Я не раз встречался с этой методикой в благотворительном фонде "Теплый дом". Попробую описать его суть своими словами.

Алгоритм методики состоит из нескольких частей:
1) Выбирается рассказ.
2) Расказчик пересказывает группе этот рассказ.
3) Каждый участник группы пересказывает личному слушателю (ассистенту) услышанное.
4) Дальше идет обсуждение, но его я опущу.

Каждый элемент методики имеет свои критерии.
1) Рассказ. Целое произведение или его часть, имеющая законченную структуру. Рассказ должен быть интересным для слушателей, реалистичным, гуманистичным, оптимистичным, высокохудожественным. Желательно, чтобы автор произведения был психически здоров. (В силу особенностей работы с подсознанием).
2) Рассказчик. Должен иметь опыт литературного рассказа. В семейном тренинге вносится ещё элемент нравственно-этического отношения.
3) Участники не стремятся запомнить текст, а просто внимательно слушают, воспринимая эмоции, чувства и т.д.
4) При пересказе участники стараются озвучить все вспоминаемые эпизоды. При этом не обязательно стремиться соблюдать хронологию. Важно всё проговорить вслух. Пересказ должен происходить неспешно и расслабленно.
5) Слушатели (ассистенты). Выслушивают пересказ безоценочно и внимательно. Не вмешиваясь в процесс пересказа.

Соответственно, участник учится воспринимать информацию всех типов (текст, эмоции, невербалика и т.д.). А потом воспроизводить её и озвучивать, тренируя навыки речи, расширяя активный словарный запас. Все эти навыки применяются как для самообучения, так и для того, чтобы донести собственные мысли до слушателей, т.е. коммуникации. Что, в свою очередь влияет на общее развитие.

Если отойти от идеальных условий (что, конечно, уменьшает эффективность), то расказчик может быть заменен аудиокнигой, а на определенном этапе  и просто книгой. А ассистент-слушатель - любым активным слушателем. В итоге получаем автономную систему.
Tags: информация, психология, решения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments